бог как источник и гарант познания

бог как источник и гарант познания
        БОГ КАК ИСТОЧНИК И ГАРАНТ ПОЗНАНИЯ — одна из центральных идей мифа и философии, начиная с античности. Такие древнегреческие боги и полубоги, как Аполлон, Гефест , Гермес, Прометей, Асклепий, выступают прямыми покровителями наук, практических и изящных искусств, практической сметки. Музы, следующие за Аполлоном Мусагетом, воплощают собой главные сферы интеллектуальной деятельности от поэзии до астрономии и отвечают за способность человека приобщиться к этим видам знания. В широком смысле всякое античное божество учит людей особому знанию в рамках своей сферы компетенции: Зевс — искусству справедливого правления, Посейдон — искусству мореплавания, Арес — военному искусству, Афродита — искусству обольщения и т.п. Вещие сны, оракулы и многообразные способы гадания, так же как и епифания божества, служат человеку источником знания об индивидуальной судьбе и перспективах коллективных предприятий. Соответственно различию тайного и злого знания, с одной стороны, и общедоступного, благого знания, с другой, происходит разделение на ночную (лунную, женскую) религию Гекаты-Прозерпины и дневную (солнечную, мужскую) религию Зевса-Аполлона. В философии Платона Бог становится абстрактным источником творческого вдохновения (Эрос), а в божественном «топос ноэтос» обитают идеи справедливости, истины, блага и красоты, служащие основой всякого знания. Наивысшим источником знания в средневековой европейской философии считается божественное откровение, значение которого отходит на второй план только с распространением учения о двойственной истине. Однако идея теоретического познания и связанных с ней нормативов (априорности, достоверности, всеобщности, законосообразности, предсказательности и объяснительности) еще многие столетия продолжает опираться на авторитет божественного всеведения, противостоящего ограниченному и поверхностному человеческому опыту.
        И.Т. Касавин
        В философии науки Нового времени обращение к идее Бога позволяло ответить на два взаимосвязанных вопроса: 1. Почему мир таков, что его можно познавать? 2. Как осуществляется связь между познающим субъектом и познаваемой реальностью? Подобные проблемы стали особенно насущными для классической науки, важнейшим допущением которой является разделение субъекта и объекта познания. В наиболее жесткой форме это разделение осуществлено в философии Декарта с ее дуализмом мыслящей и протяженной субстанций. Принятие такого допущения вынуждает констатировать, что внешняя реальность (материя, или протяженная субстанция) не может оказывать никакого воздействия на познавательную деятельность субъекта, поскольку тот есть субстанция мыслящая. Попытка решить указанную проблему, предпринятая в рамках эмпиризма (напр., у Т. Гоббса или Дж. Локка), с помощью признания телесности познающего субъекта ничего не дает. Она лишь приводит к появлению не менее трудной проблемы: объяснить, как физический процесс, возникающий в человеческом теле, может привести к появлению ментального события (напр., мысли). Обсуждение этой проблемы (известной как mind-body problem) продолжалось еще и в 20 в. (без видимого прогресса). В европейском рационализме ( Р . Декарт, Г. Лейбниц) прямое взаимодействие между субъектом и познаваемой реальностью отвергается. Все знание о мире возникает благодаря субъективной деятельности, опирающейся на исходные постулаты, непосредственно усматриваемые интеллектом. Такое знание оказывается истинным, т.е. полностью соответствующим положению дел в мире, только благодаря посредничеству Бога. Сообщенные им субъекту исходные постулаты представляют собой те самые законы, которые Бог положил в основание мира. Таковыми являются законы логики, математические аксиомы, ключевые метафизические принципы (напр., закон достаточного основания). Таким образом, Бог оказывается источником и гарантом познания, а получаемое субъектом знание о мире — всеобщим и необходимым. Однако наиболее радикальную форму мысль о Боге как источнике познания приняла в рамках эмпиризма, прежде всего у Д. Беркли. Последний, принимая основное допущение эмпириков о чувственном (а не интеллектуальном) характере всякого знания, заявляет далее, что никакая материальная субстанция не может быть источником чувственного восприятия. Более того, само существование материальной реальности (т.е. внешней для познающего субъекта) признается Беркли бессмысленным допущением, которое не может быть подтверждено никакими чувственными данными. Источником восприятия является, согласно Беркли, либо самоаффектация, либо прямое воздействие Бога. Причем только от него может исходить опыт как совокупность ясных, отчетливых, устойчивых и согласованных восприятий.
        В Новое время были предприняты две основные попытки описать познание, не прибегая к идее Бога: скептицизм Юма и априоризм Канта. Юм предлагает рассматривать знание как совокупность субъективных привычек, выработанных на основании восприятий. Причем относительно источника восприятий и их соответствия какой-либо реальности невозможно сделать никаких достоверных заключений. Согласно Канту, познание есть собственная активность субъекта, развиваемая на основании априорных принципов. Картина реальности, конструируемая в результате этой активности, не может быть сопоставлена с реальностью самой по себе. Будучи всеобщей и необходимой (благодаря априорности), она, однако, может претендовать лишь на формальную истинность (т.е. на внутреннюю согласованность).
        Г.Б. Гутнер

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Нужно написать реферат?

Полезное


Смотреть что такое "бог как источник и гарант познания" в других словарях:

  • Платон — Проблема Платона Жизнь и сочинения Платона     Платон родился в Афинах в 428 427 гг. до н.э. Его настоящее имя Аристокл, Платон псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он получил его, благодаря размашистому стилю и… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Розмини Антонио — Антонио Розмини и философия идеального бытия Жизнь и сочинения     Антонио Розмини Сербати родился в Роверето (Трентино) в 1797 г. В университете Падуи он изучал медицину, сельское хозяйство и литературу. Начавшаяся карьера священника была… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • АКСИОЛОГИЯ — ( от греч. axia ценность, logos учение) учение о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений в будущее, выбора ориентиров для наличной жизни и оправдания или осуждения прошлого, иного и общезначимого.… …   Современный философский словарь

  • Иоанн Дунс Скот — Жизнь и сочинения      Доктор Субтилис ( тонкий доктор ) так называли современники Иоанна Дунса Скота, имея в виду утонченно рафинированный дух его доктрины. Он родился в деревне Дуне в Шотландии в 1266 году. Аквинат и Бонавентура к этому времени …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Кант, Иммануил — Запрос «Кант» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Иммануил Кант Immanuel Kant …   Википедия

  • Декарт Рене — (1596 1650) основоположник современной западной философии, как зто признается многими исследователями истории философии. Он родился во Франции в местечке Лаэ. Учился в иезуитском колледже Ла Флеш, получил юридическое образование в 1616 г. Много… …   Великие философы: учебный словарь-справочник

  • СЕРДЦА МЕТАФИЗИКА — духовное узрение феномена сердца и последующие размышления о нем в своеобразной метафизической форме. В рус. культуре, включая и философию, С. рассматривается как чрезвычайно насыщенный многообразными смыслами глубинный символ, к к рому… …   Русская философия: словарь

  • Игрок — (Player) Определение биржевого игрока, условия игры на бирже Информация об определении биржевого игрока, игра на бирже, покупка и продажа акций Содержание Содержание Определения описываемого предмета Истоки игры на Зачем играть на бирже Как… …   Энциклопедия инвестора

  • Сердца метафизика —    духовное узрение феномена сердца и последующие размышления о нем в своеобразной метафизической форме. В рус. культуре, включая и философию, С. рассматривается как чрезвычайно насыщенный многообразными смыслами глубинный символ, к к рому… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • хуй — (маринованный, моржовый, голландский, мамин, с горы, стоптанный, ёбаный, вонючий); °° хер, ху; ··· а, абдула, абзац, абонент, абориген, абракадабра, абсурд, абсцесс, абутор, ав, аванс, авалокитешвара, авва, авто, автоген, автомат, автоматчик,… …   Словарь синонимов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»